В 1973 г. в стране началось проведение ряда социально-экономических и других реформ с целью расширения участия трудящихся масс в управлении производством и решении общественных вопросов. 15 марта СРК принял закон, в соответствии с которым на всех предприятиях государственного и частного секторов (кроме нефтяных) создавались советы директоров с 40-процентным участием представителей рабочих. Среди работников предприятий предполагалось распределять часть прибылей от их производственной деятельности. (далее…)
Вторая мировая война, докатившаяся до Северной Африки, заставила вновь вспомнить о ливийской эмиграции, в рядах Которой, однако, не было единства в выборе путей достижения независимости и формы будущего государственного устройства страны. Для этой эмиграции оставалась характерной пестрая чересполосица взаимоотношений между представителями Триполитании и Киренаики, между берберами и сенуситами. (далее…)
В результате длительных переговоров в 1919 г. было достигнуто соглашение о прекращении состояния войны и заключении мира, которое тем не менее ставило Триполитанскую республику под юрисдикцию Италии. В июне 1919 г. итальянские власти одобрили конституцию для новой республики, закреплявшую контроль колонизаторов. Т. Зауви писал, что она далеко не исчерпывает всего того, что необходимо для свободы и независимости народа . (далее…)
В феврале 1984 г. в Триполи состоялась очередная сессия ВНК, которая наряду с решением текущих экономических и бюджетных вопросов приняла резолюции о совершенствовании; системы военного обучения и привлечения женщин на военную службу, а также внесла изменения в составе Генерального секретариата и ВНКОМ. Конгресс образовал также новые секретариаты (по внешней безопасности и по делам высшего образования) и произвел слияние ряда других. (далее…)
Стремление правительства ЛАР к укреплению национального контроля над природными ресурсами и к проведению независимого внешнеполитического курса нашло полное понимание и поддержку со стороны стран социалистического содружества, и в первую очередь Советского Союза. Важной вехой в развитии советско-ливийских отношений стал визит в СССР премьер-министра ЛАР А. С. Джеллуда в мае 1974 г. Советско-ливийские переговоры, по существу, открыли новый этап в отношениях между двумя странами. (далее…)
11 июня 1971 г. СРК издал декрет о создании массовой политической организации - Арабский социалистический союз (АСС), который по своим задачам и организационной структуре во многом напоминал аналогичную организацию в Египте. По мысли руководства, АСС должен был способствовать широкому вовлечению народа в дело революционного переустройства ливийского общества, подъему инициативы масс, расширению социальной базы революционного режима, стабилизации положения в стране. Всякая политическая деятельность вне рамок АСС запрещалась. (далее…)
Переговоры в Бенгази между триполитанцами и киренаикцами зашли в тупик из-за обструкционистской позиции делегации Национального фронта Киренаики, не считавшейся с реальными условиями объединения страны. Эта позиция во многом объяснялась опасениями И. Сенуси в случае объединения потерять покровительство поддерживавших его англичан. (далее…)
Из-за отсутствия кворума не имела успеха и вторая попытка созвать Ассамблею ОАЕ в Триполи, предпринятая в ноябре 1982 г. На этот раз камнем преткновения стал вопрос о представительстве Чада, где летом 1982 г. власть в столице захватила прозападная группировка Хабре. Однако собравшиеся в Триполи делегации 30 африканских стран все же сумели выработать ряд документов, затрагивавших актуальные для Африки вопросы. Ливийская дипломатия продолжала активно участвовать в поисках путей вывода ОАЕ из кризиса, в котором она оказалась в 1982 г. из-за происков сил империализма и реакции. (далее…)
В межарабских отношениях ливийская дипломатия предпринимала усилия по укреплению антиизраильского фронта. В апреле 1978 г. Триполи посетил премьер-министр Иордании. В совместном коммюнике стороны подчеркнули свою поддержку борьбы палестинского народа во главе с ООП. Были подписаны также соглашения об экономическом, техническом и культурном сотрудничестве между двумя странами. В мае Ливия предоставила Иордании заём в 70 млн. долл. для осуществления проектов промышленного развития. (далее…)
В период, оставшийся до реализации решения о предоставивши независимости (1950 - 1951 гг.), на комиссара которой консультативный совет (в него вошли представители США, Англии, Франции, Италии, Египта, Пакистана и трех ливийских провинций) была возложена задача оказания помощи ливийцам в выработке проекта конституции: для разработки этого проекта и учреждения Национального собрания в июле 1950 г. был сформирован специальный орган - комитет-21 (по семь представителей от трех провинций) во главе с муфтием М. Алямом, кандидатура которого была навязана англичанами. (далее…)