Авг
27

Зелёная книга.

Идейно-теоретической платформой социально-экономических и политических реформ в Ливии стала третья мировая теория, впервые сформулированная М. Каддафи в мае 1975 г., а затем изложенная им в его Зеленой книге (1976-1979 гг.). По словам автора, третья мировая теория основывается на принципах подлинного (революционного) ислама и арабского национализма. Во внутреннем плане она предполагает создание общества народных масс, прямого народовластия - Джамахирии, в котором народ сам, без посредников (партии, парламента и т. д.) должен управлять всеми государственными делами. В идеологическом плане теория Каддафи отвергает как частнособственнический капитализм с его эксплуатацией человека человеком, так и коммунизм, в условиях которого якобы происходит подчинение личности государству. Утверждая, что основными движущими силами истории являются национализм и религия, третья мировая теория исходит из того, что принципы социальной справедливости заключены в Коране и должны быть возрождены путем установления системы прямого участия всех работников в управлении производством (через народные комитеты) и распределения между ними всего созданного ими продукта.

Во внешнем плане поставлена задача добиваться арабского единства на основе создания систем Джамахирии, а третья мировая теория в целом характеризуется как путь развития, единственно приемлемый для решения проблем развивающихся стран.

Практическая реализация теоретических концепций М. Каддафи столкнулась, однако, с целым рядом объективных трудностей - от неудачных попыток объединения с Египтом и Тунисом до неэффективности вновь созданных народных комитетов и упорного сопротивления прокапиталистических сил процессу социально-экономических реформ. 5 апреля 1974 г. было объявлено, что, оставаясь главой государства и главнокомандующим: вооруженными силами, М. Каддафи освобождается от политических, административных и протокольных обязанностей, с тем чтобы иметь возможность полностью посвятить себя идеологической и теоретической работе и делу организации масс. Именно в этот период начали окончательно оформляться его теоретические воззрения и разрабатываться планы практического преобразования ливийского общества.

Еще нет комментариев.

RSS feed for comments of this post.
TrackBack URI

Оставить комментарий